1122

Алматинский область, Енбекшиказахский район, «Коктобинская средняя школа-с ДМЦ» КГУ Волшебный мир сказок Научно-исследовательская работа ученицы 4 «в» класса Алпамысова Хуриман Искандарбек кизи Руководитель Османова Зумрат Радиковна, учитель начальных классов

Алматинский область, Енбекшиказахский район, «Коктобинская средняя школа-с ДМЦ» КГУ

 Волшебный мир сказок

                                          Научно-исследовательская работа

                ученицы  4 «в» класса

                                                Алпамысова Хуриман Искандарбек кизи

Руководитель Османова Зумрат Радиковна,

                         учитель начальных классов

Оглавление

Стр.

Введение…………………………………………………………….          2

Глава 1. Основная часть

  1. Что такое сказка?………………………………………….          2
  2. Виды сказок…………………………..…………………………        3
  3. Типы сказок………………………………………………………………….. 7
  4. 4. Особенности языка сказки ………………………………..         9

Заключение………………………………………… ………………………….        10

 

 

 

Аннотация

Тема. Наши любимые сказки

Цель: проанализировать, когда и как создавалась сказка,  сделать вывод о её сущности.

Для достижения поставленной цели исследовательской работы, мне пришлось решить ряд задач:

— найти  в дополнительной литературе и изучить определение сказки;

— выявить классификацию сказок;

-прочитать волшебные сказки и проанализировать их;

— заинтересовать учеников класса чтением волшебных сказок;

-сделать выводы.

Объект исследования:   основные атрибуты  сказки, главный герой сказки особенности волшебной сказки.

Предмет исследования:

Сказки.

Гипотеза: предположим, что сказка возникла так давно,  когда ещё не было создано государство, люди жили племенами, и рассказывали сказку с целью развлечения.

Методы исследования. Размышления, чтение книг,  анализ результатов

 

 

 

 

Введение

Легенды и сказки существуют уже не одну тысячу лет. В древности люди не записывали сказки, а пересказывали устно: так они передавались от родителей к детям и сохранились до наших дней. Героями сказок могут быть и обычные люди, и волшебные существа — пери,феи, джины, ведьмы, айдаһары, великаны, а также говорящие звери и птицы. Вы знаете, что такое  сказка? Где она живёт? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на  дороге, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые и дети. В них много разных чудес. Чудеса  сказки особенно очаровывают   нас своей сказочной фантазией.

А задумывались ли Вы над тем, когда появилась сказка? Сколько ей  лет? Какие бывают сказки? Кто их  главный герой? Что это за волшебные предметы, помощники героя? Чему учит волшебная сказка? Чем  она отличается от других сказок?

 

 

Глава 1. Основная часть.

1.1. Что такое сказка

Во все времена в своей жизни человек встречал трудности и необъяснимые явления в окружающей его действительности. И всегда было желание преодолевать, познать окружающий мир. Мечты об этом отражались в устном народном творчестве – фольклоре, одной из форм которого является сказка. Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира.

Сказки – это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. Во всём мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга. Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни плохо, а что хорошо. Появились сказки задолго до изобретения книг, и даже письменности. Их ещё в глубокой древности сочинил народ и, передавая их из уст в уста, бережно пронёс через столетия.

Учёные по-разному толковали сказку. Сказкой называли всё, что имело отношение на вымысел. Ряд исследователей фольклора сказкой называли всё, что «сказывалось».

Нет такого народа, который не знал бы сказку. Издавна людей привлекала  задушевность, красота и правдивость, жизненность и остроумие сказки. Сказка – мир выдуманного.Сказочный мир  живой. Обязательными атрибутами этого мира являются чудеса, необыкновенные животные, птицы, растения, внезапные превращения, талисманы, вещие слова.В сказке то, чего не было и не могло быть, а  рассказывается так, как будто произошло на самом деле. Сказка воспитывает такие человеческие качества, как доброту, справедливость. Она защищает обиженных.

 

 

1.2. Виды сказок

Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных историй. Повзрослев, он пересказывает их своим детям, которые понимают их по-своему, вырисовывая в воображении образы действующих персонажей и переживая эмоции, которые сказка передает.

Согласно научному определению в литературе, сказка – «эпический литературный жанр, повествование о каких-либо волшебных или авантюрных событиях, которое имеет четкую структуру: зачин, средина и концовка». Из любой сказки читатель должен извлечь какой-то урок, мораль. В зависимости от вида, сказка выполняет и другие функции. Существует много классификаций жанра.

Какие бывают сказки? Каждый из нас согласится с тем, что в отдельный вид стоит выделить сказки о животных. Второй вид – волшебные сказки. И, наконец, существуют так называемые бытовые сказки. Все виды имеют свои особенности, которые становятся понятными путем сравнительного их анализа. Попробуем разобраться более подробно в каждом из них.

 

Какие бывают сказки о животных? Существование таких историй вполне обосновано, ведь животные – существа, которые обитают с нами в непосредственной близости. Именно этот факт повлиял на то, что народное творчество использует образы животных, причем самых разнообразных: как диких, так и домашних. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что животные, встречающиеся в сказках, представлены не как типичные животные, а как особенные животные, наделенные человеческими чертами. Они живут, общаются и ведут себя как настоящие люди. Такие художественные приемы позволяют сделать образ понятным и интересным, наполнив его при этом определенным смыслом.

В свою очередь, сказки о животных также можно разделить на сказки с участием диких или домашних животных, предметов или объектов неживой природы. Часто литературоведы, говоря о том, какие бывают жанры сказок, классифицируют их на волшебные, кумулятивные и сатирические. Также в эту классификацию входит и жанр басни. Можно разделить сказки о животных на произведения для детей и для взрослых. Часто в сказке присутствует человек, который может выполнять главенствующую или второстепенную роль.

Обычно со сказками о животных дети знакомятся еще в возрасте от трех до шести лет. Они наиболее понятны маленьким читателям, так как те встречаются с постоянными персонажами: хитрой лисой, трусливым зайцем, серым волком, умным козлом (теке) и так далее. Как правило, основная черта каждого животного и является его характерной особенностью. Какие бывают построения сказки о животных? Ответ – самые разные. Кумулятивные сказки, к примеру, подбираются по принципу сюжетной связи, где встречаются одни и те же герои, просто в разных обстоятельствах. Часто герои сказочных историй имеют имена в уменьшительно-ласкательной форме.

 

 

Второй вид — волшебная сказка. Какие бывают литературные сказки о волшебстве? Основная характерная черта этого вида – волшебный, фантастический мир, в котором живут и действуют главные герои. Законы этого мира отличаются от привычных, в нем все не так, как на самом деле, что привлекает юных читателей и делает этот вид сказок, несомненно, самым любимым среди детей. Волшебное окружение и сюжет позволяют автору проявить все свое воображение и использовать как можно больше соответствующих художественных приемов, с целью создать произведение специально для детской аудитории. Не секрет, что детское воображение безгранично, и удовлетворить его очень и очень непросто.

В большинстве случаев этот вид сказок имеет типичный сюжет, определенных героев и счастливый финал. Какие бывают сказки о волшебстве? Это могут быть повествования о героях и фантастических существах, сказки о необычных предметах и различных испытаниях, которые преодолеваются благодаря волшебству. Как правило, в финале герои женятся и живут долго и счастливо. Отметим, что герои волшебных сказок воплощают множество положительных качеств. Среди основных тем этого литературного жанра – борьба добра и зла, борьба за любовь, правду и другие идеалы. Обязательно должен присутствовать отрицательный герой, который в финале будет повержен. Структура сказки обычная – зачин, основная часть и концовка.

 

 

Бытовые сказки. Позднее всех появились бытовые сказки. События в них, как в любых сказках вымышленные, но, в отличие от волшебной сказки, здесь всё обыкновенно, всё происходит в повседневной жизни. социальные проблемы и человеческие характеры. В них автор высмеивает негативные человеческие качества. Такие сказки бывают социальными и сатиричными, с элементами волшебной сказки и многие другие. Такие истории повествуют о событиях обычной жизни, освещая различные .Бытовые сказки показывают, что главное – не деньги и сила, а доброта, честность и ум. Литературоведы утверждают – и это факт – что писались они во времена, когда люди переживали социальные кризисы, стремились изменить строй общества. Среди популярных художественных приемов здесь выделяются сатира, юмор, смех.

В них обычно рассказывается о богатых и бедных. Бедняки в этих сказках умные, трудолюбивые, умелые, а богачи – злые, глупые, жадные и ленивые. Правда,  в этих сказках всегда на стороне бедных. Бедняки благодаря своему уму и ловкости выполняют все поручения богатых, отгадывают загадки и наказывают глупых и трусливых баев, купцов, ханов.   Народ смеётся над злыми и жадными богачами и славит добрых и смелых бедняков.

Герой обычно Алдар Косе,Ходжа Насреддин иТазша бала. Самый любимый герой сказки – Алдар Косе. Он ловкий, находчивый и в слове, и в деле, смелый, всё знающий, всё умеющий, весёлый, неунывающий.

Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее. Конец сказки всегда восстанавливает справедливость.

 

 

 

1.3. Типы сказок

Какие типы сказок бывают? Кроме приведенной выше классификации, сказки еще делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уст в уста из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. Рассмотрим каждый из типов отдельно.

 

Народные сказки. Народные сказки по праву считаются мощным источником исторических фактов, информации о быте и общественном строе определенного народа. Каждый из народов за свою историю придумал огромное количество поучительных историй для взрослых и детей, передавая свой опыт и мудрость следующим поколениям. Народные сказки отражают человеческие отношения и смену моральных принципов, показывают, что основные ценности остаются неизменными, учат проводить четкую грань между добром и злом, радостью и горем, любовью и ненавистью, правдой и кривдой.

 

 

Особенностью народных сказок является то, что в простом и легко читаемом тексте скрывается глубочайший социальный смысл. Кроме того, они сохраняют богатство народного языка. Какие народные сказки бывают? Они могут быть и волшебными, и бытовыми. Много народных сказок повествует о животных. Часто возникает вопрос о том, когда была придумана первая русская народная сказка. Это наверняка останется тайной, и можно только предполагать. Считается, что первыми «героями» сказок были явления природы – Солнце, Луна, Земля и прочее. Позднее они стали подчиняться человеку, и в сказки вошли образы людей и животных. Есть предположение, что все русские народные повествования имеют под собой реальное основание. Иными словами, какое-то событие пересказывалось в форме сказки, изменялось на протяжении веков и дошло до нас в том виде, к которому мы привыкли. Какие бывают русские народные сказки, разобрались. Пора поговорить о сказках, авторы которых хорошо известны читателям.

Авторские сказки. Обычно авторское произведение является субъективной обработкой народного сюжета, однако и новые истории встречаются довольно часто. Характерные черты авторской сказки – психологизм, возвышенная речь, яркие персонажи, использование сказочных клише. Еще одной особенностью этого жанра является то, что она может быть прочитана на разных уровнях. Так, одна и та же история воспринимается по-разному представителями разных возрастных групп. Детские сказки Шарля Перро ребенку кажутся невинным рассказом, в то время как взрослый человек найдет в них серьезные проблемы и мораль. Часто книги, ориентированные изначально на юного читателя, растолковываются взрослыми по-своему, равно как и фантастические истории для взрослых приходятся по вкусу детям.

Кто они, авторы сказок? Наверняка все слышали о «Красную Шапочку» Шарля Перро, сказках итальянца Гоцци, произведениях немецкого писателя Вильгельма Гауфа, братьев Гримм и датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена.  Их истории обожают дети и взрослые по всему миру. На этих сказках растут целые поколения. Вместе с тем все авторские произведения интересны с точки зрения литературоведения, все они подпадают под определенную классификацию, располагают своими художественными особенностями и авторскими приемами. По самым известным и любимым сказкам снимают фильмы и мультфильмы.

1.4. Особенности языка сказки

Сказки народов земли очень разнообразны по своему характеру. Они отличаются друг от друга не только своей темой, содержанием и героями, но построением и языком.

Нередко сказки  начинаются с присказки. Присказка может и заканчивать сказку: в этом случае она прямо не связана с содержанием сказки. Чаще всего в присказке появляется сам сказочник, намекающий, например, на угощение. Присказку сказочник может использовать и запнувшись в середине рассказа. И тогда говорит:«Скоро сказка сказывается…». Присказкой можно считать и традиционную концовку: «И я там был…»,

Зачин (начало) – традиционный элемент сказки. В зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространённый зачин начинается со слов: «Жили – были…», «Жил – был…», «Давным давно  (Баяғы өткен заманда)»

У волшебных сказок зачины более развёрнутые:  «В некотором царстве, некотором государстве»,  «В тридевятом царстве, в тридевятом государстве».

 Сказки имеют и своеобразные концовки.  Вот как традиционно заканчиваются сказки: «Живут, поживают и добра наживают», «Я там был, мёд-пиво пил. По усам текло, в рот не попало». Иногда концовкой является  пословица, в которой высказывается общее суждение о содержании сказки.

В сказках часто встречается и песня. Герои сказок выражают горе и радость, песни выявляют их характеры. Примером могут служить сказки «Бауырсак», «Тазша бала», «Маленький Мук» Сказок у каждого народа сотни и тысячи.

 

Заключение

В ходе самого исследования я нашла ответы на многие вопросы.  Я прочитала много  народных сказок, узнала значения непонятных мне слов, провела анкетирование среди учащихся своего класса по теме исследования, узнала из дополнительной литературы многое о сказках.  По прочитанным сказкам я сделала выводы: кто главный герой сказки, как он выглядит, узнала о сущности самой сказки.

Я поняла, что сказка возникла ещё в древности, но осталась нами любимой и понятной. Мне очень понравилось анализировать сказки. Я поняла, что работа, которую я начала выполнять, ещё не закончена. Впереди меня ждут  новые сказки . Я думаю, что анализировать разные сказки очень интересно и мне бы хотелось привлечь к этой работе моих одноклассников. Тогда и они полюбят сказки, будут их читать, рассказывать. А самое главное у них появится интерес к чтению. Мир литературы  увлекателен, интересен. Моя мама, тётя так же как и я очень любит сказки. Они говорят, что сказки учат многому не только детей, но и помогают посмотреть на себя со стороны взрослым.

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. В.Я. Пропп Исторические  корни волшебной сказки – Л.:1946
  2. 2. М. Фасмер Этимологический словарь
  3. 3. Википедия Свободная  Интернет – энциклопедия
  4. 4. Казахские народные сказки —   1989

Иллюстрация

 

 

 

 

 

Пікір қалдыру

Сіздің email-ңыз жарияланбайды. Қатарды міндетті түрде толтырыңыз *

*