20180117_105914

Акмолинская область, Целиноградский район Косшынская средняя школа № 1 им.Р.Кошкарбаева Сәкен Әділ – ученик 7 класса Руководитель: Рамазанова Гульнара Валиевна – учитель русского языка и литературы Тема: » Славянская мифология»

Акмолинская область, Целиноградский район Косшынская

средняя школа № 1 им.Р.Кошкарбаева

Сәкен Әділ – ученик 7 класса

Руководитель: Рамазанова Гульнара Валиевна – учитель русского языка и литературы

Тема: » Славянская мифология»

    Аннотация

В настоящей работе объектом исследования стали лирические произведения  А.Пушкина, К.Бальмонта, в которых нашли отражение образы и мотивы славянской мифологии. Автор работы, тщательно изучив историю славянской мифологии, старается найти ее воплощение в творчестве русских поэтов, выявить изобразительные средства, которые используют авторы для создания того или иного образа, понять причины обращения  многих русских писателей и поэтов к истокам славянской мифологии.

Поиск решений на выдвинутые задачи проекта позволяет автору сделать вывод, что процесс взаимовлияния, взаимообогащения литературы и мифологии никогда не прерывался, что славянская мифология, отражающая мировосприятие древних славян, не только проникла на страницы литературных произведений, но и живет в быту, обычаях, традициях современного человека.

Практическая значимость проекта заключается в повышении интереса учащихся к изучению славянской мифологии  и произведений  русской литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абстракт

Тема исследования: изучая образы, мотивы, темы славянской мифологии  нашедшие отражение в русской литературе XIX – XX в.в.,

 

Цель: определить причины устойчивого обращения писателей и поэтов к мифологическим мотивам и образам.

 

Задачи:

изучить языческую мифологическую систему, чтобы понять

мировосприятие древних славян;

-прокомментировать произведения А.С. Пушкина , М.В.Лермонтова, К.Бальмонта с целью интерпретации мифологических образов;

-раскрыть влияние ярких и многогранных образов языческой мифологии на творчество русских поэтов и писателей ХIХ – ХХ вв.

-продемонстрировать навыки самостоятельного исследования в работе с   художественными произведениями и  литературной критикой.

 

Проблема исследования: выяснить, почему многие русские писатели и поэты обращаются к славянским мифологическим мотивам и образам.

 

Гипотеза: если серьёзно изучить славянскую мифологию, можно понять мировоззрение  древних славян, раскрыть влияние мифологии на творчество многих русских поэтов и писателей.

Практическая значимость: Моя исследовательская работа даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа. Анализ литературных произведений позволил определить причины устойчивого обращения писателей и поэтов к мифологическим мотивам и образам, расширить мой читательский кругозор, повысить культуру чтения, а также понять, почему в повседневной жизни мы, современные люди, продолжаем использовать мистические заклинания, определеннные обороты речи, которые сохранились  с языческих времен, верить в леших и домовых.  Также данный материал может быть использован на уроках, где учащиеся  серьёзно и глубоко занимаются изучением  мифологии, устного народного творчества и произведений русских поэтов и писателей.

 

Методы проведенных исследований:

-анализ художественных текстов и научной литературы по данной теме,

-сравнение художественно-изобразительных средств, используемых поэтами для создания мифологического образа,

-знакомство с Интернет-источниками.

-наблюдение

 

Объект исследования: произведения русских поэтов и писателей 19-20 века

Предмет исследования: образы, мотивы славянской мифологии

 

Основные этапы исследовательской работы

 

  • Знакомство с героями славянской мифологии.
  • Поиск информации о героях славянской мифологии в произведениях русской литературы 19-20 вв.
  • Обработка и систематизация информации.
  • Подготовка продуктов проекта: презентации и доклада.

 

 

Оглавление

Введение

О переплетении язычества и христианства

Миф — наиболее древняя система ценностей

  1. Часть I

Мир в представлении древних славян

Пантеон славянских богов

  1. Часть II

Использование славянских образов в русской литературе

Все начинается с детства

Народная поэзия в творчестве А.С.Пушкина

«Литературные» русалки»

3.Заключение

4.Список использованной литературы

5.Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Два чувства дивно близки нам,

                      В них обретает сердце пищу:

                     Любовь к родному пепелищу,

                     Любовь к отеческим гробам.

                     На них основано от века

                     По воле Бога Самого

                     Самостоянье человека,

                     Залог величия его!

                                                                                    А.С.Пушкин

Введение

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с приметами, суевериями, обычаями, происхождение которых для нас остается загадкой. Как оказалось, обряды, приметы и суеверия в жизни современных людей сохранились со времен язычества. В истории русского народа процесс принятия христианства на Руси продолжался несколько столетий, в результате христианство и язычество тесно переплелись друг с другом.

Христианство и язычество — огромный пласт древней культуры, который из глубины веков сливается с повседневной жизнью. Порой мы, сами того не замечая, оказываемся под влиянием языческих верований: верим в приметы, рассказываем сказки, печем блины на Масленицу, гадаем на святки, хотя при этом являемся христианами, ходим в церковь, читаем молитвы.

Языческое мировосприятие является основой мифов славянских народов. Те, в свою очередь, охватывают всю сферу духовной культуры, в том числе и материальной.

Миф — наиболее древняя система ценностей. Мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека. Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека, в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества, являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

Изучая мифологию славян, я невольно отмечала, что многое из того что мне удалось узнать по этой теме, было мне известно и до этого, т.к. является частью нашей повседневной жизни. Вера в сверхъестественные силы, домовых, леших, выражение «чур, меня», сказочные и фольклорные персонажи, известные каждому ребенку — все это, оказывается,  отголоски славянской мифологии, бытующие в нашей современной действительности. В православии многие церковные праздники и традиции уходят своими корнями в язычество.

Своеобразие русской литературы в немалой степени определяется её связью со славянской мифологией. Процесс взаимовлияния, взаимообогащения литературы и мифологии никогда не прерывался.

Стоит чуть-чуть сосредоточиться, и вспоминаются многочисленные и удивительно разнообразные бесы, русалки, водяные, упыри, домовые, лешие, черти и прочая «нежить», давно и прочно поселившаяся в строках поэтических, на страницах романов, повестей, рассказов и очерков поэтов и писателей. Литература затронула, однако, лишь самую малость чрезвычайно богатого пласта народной культуры — мира нечеловеческого, но очеловеченного, одновременно неведомого и знакомого, страшного и полезного, чужого и своего.

Часть1

Мир в представлении древних славян

В своем исследовании я опиралась в основном на концепцию и книги Бориса Александровича Рыбакова «Язычество древних славян», «Язычество Древней Руси», а также книгу Григория Андреевича Глинки «Древняя религия славян».

Историю развития славянского язычества вкратце можно представить так:

согласно верованиям славян, вся природа была одухотворена,  населена добрыми и злыми духами. В доме тоже был свой дух-хозяин дома, домовой, в лесу повелевал леший, реками и озерами – водяной, в других местах можно было встретить кикимору, полевого, полудницу, банника и т.д.

Многие животные в представлениях славян имели особое мифологическое значение: конь был связан с Перуном и Хорсом, медведь с Волосом, кабан с Перуном. Свою роль в этих представлениях играли волк, корова, кот, петух и др. С определенными мифами, обрядами, языческими праздниками связывались и некоторые растения: береза, осина, папоротник, ива.

Годовой цикл славян-язычников был наполнен не только постоянной работой в поле, на пастбище, дома, но и языческими праздниками, которые были связаны с солнечными циклами, почитаниями предков, сельскохозяйственными работами. Во время зимних праздников крестьяне рядились в животных, гадали о будущем урожае, девушки гадали о женихах, в домах готовились особые блюда (каши, пироги и т.д.). Масленица знаменовала проводы зимы и встречу весны. Празднование Ярилы должно было обеспечить будущий урожай. В июне праздновали Купалу – самый длинный день в году. Затем шли праздники, знаменовавшие окончание летних полевых работ, сбор урожая и т.д. Особые дни в году были выделены для поминовения предков.

Весь быт крестьянина был опоэтизирован и осмыслен. Мифологическое значение имела и изба крестьянина: украшения на воротах, узоры ставен, конек на крыше, красный угол в избе, рисунки на полотенцах и рубахах, обрядовые кушанья (печенье в виде жаворонков, блины, писаные яйца, каши и т.д.). Эта культура, прочно вошедшая в народный быт, не могла полностью исчезнуть после принятия христианства.

В 988 году князь Владимир Святославич принял решение о крещении своей земли. Однако и после этого многие черты народной мифологии сохранялись в обрядах, поверьях, сказках, загадках и других произведениях народного творчества. За это время их воззрения претерпели существенные изменения. Последующие взгляды, сюжеты и мифы не стирали предыдущие, а наслаивались на них и продолжали сосуществовать с ними.

Пантеон славянских богов.

Известно, что в 988 году Древняя Русь приняла христианство, исторический путь, проделанный славянами, был еще очень коротким (ведь только в IV-VI веках восточные славяне стали формироваться как самостоятельный этнос), их языческие представления не успели принять вид единой системы, а пантеон высших богов только начал складываться.

Григорий Андреевич Глинка (1776-1818гг) — российский филолог, поэт, прозаик в своей книге «Древняя религия славян» писал: «Не столько недостаток в записях, относящихся до древнего славянского баснословия, сколько нестарание о развитии находящихся о сем предмете сухих сказаний, тому причиною, что мы не имеем до сего времени систематического описания сих богов. Бывшие вскоре по просвещении христианством славянских племен писатели имели причину мало упоминать или совсем умалчивать о идолослужении, тогда еще не совсем истребившемся, и может быть многими уважаемом как вере их отцов.»

     Внутри славянской мифологии можно выделить несколько уровней в зависимости от предназначения (функции) богов.

Верховным божеством был Род – творец вселенной, прародитель всего живого и сущего.

Высший уровень – это боги, олицетворяющие природные стихии.

Сварог – верховный владыка, родоначальник всех светлых Богов, управляющий всем мироустройством Вселенной, бог огня, он дал людям клещи и научил их ковать железо.

Перун –  грозное божество.  огонь-молния, древним русичам виделся могучим воином, грохочущим освободителем земли от всякой темной нечисти,  повелитель ветров и бурь.

Ярила является в день весеннего равноденствия (24-25марта). В этот день славяне встречают и славят молодого Ярилу – бога весны, земледелия и продолжения рода.

Купала. В день летнего солнцестояния (23-24июня — славянский праздник Купалы) провожают бога Ярилу и встречают бога Купалу.

Лада – богиня любви, красоты, очарования.

Мара (Морена, Мора) – богиня болезни, смерти, богиня подземного царства смерти.

Вий (Ний) – еще один представитель подземного царства мертвых, служитель Чернобог – властелин подземного царства, судья над мертвыми.

Низший уровень славянской мифологии – самый «населенный».

Домовой – хозяин жилища. Редко обладает злым нравом, потому как дух домашний и тысячами лет живущий рядом с человеком.

Леший – хозяин леса, угрюмый бородатый старик, любящий больше всего зло шутить над людьми,

Водяной – хозяин глубоких темных озер и омутов. Тихими лунными ночами водяной забавляется тем, что хлопает по воде в ладоши.

Упырь – мертвец, нападающий на людей и животных. Им становится после смерти человек, испорченный нечистой силой или рожденный от нее.

Русалки– женские духи, заманивающие неосторожных путников.

Берегини живут по берегам рек, они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.

Часть 2

Использование славянских образов в русской литературе

Славянская мифология как представление древних славян об окружающем мире является одной из составляющих культурного наследия нации. Как и все древние люди, славяне, жившие в лесах, пытались понять, как устроен мир, и осмыслить свое место в нём.

Особенности славянской мифологии нашли отражение не только в общественной жизни, но и в художественной литературе. Находясь у истоков словесного искусства, мифологические сюжеты и образы занимают значительное место не только в устной народной традиции, но и в произведениях русских писателей и поэтов на разных исторических этапах развития литературы.

Поскольку народные верования, обряды, предания, суеверия, заговоры, отчасти анекдоты и фантастические истории, составлявшие неотъемлемую часть традиционной культуры, базировались на представлении о существовании параллельного человеческому миру нечистых духов, одушевленных сил природы — низшая мифология проникла и на страницы литературных произведений.

Все начинается с детства

Первое знакомство с таинственным миром «нелюдей» у многих писателей состоялось в детстве. В любой русской семье (от бедной крестьянской до богатой купеческой и дворянской) няни, кормилицы — крепостные, родственницы или женщины, специально нанимаемые для ухода за младенцем — были представительницами той части населения, которая, как теперь принято говорить, обладала фольклорным мышлением. Дрема, бабай, бука,угомон, запечальная Мара, , плаксы, полуночники проникали в детское сознание вместе с колыбельными песнями, обережными приговорами, с обращениями к малышу, нацеленными на то, чтобы успокоить, убаюкать, а то и растормошить его. Едва ребенок «входил в разумок», няни начинали рассказывать сказки и истории, в которых волшебное перемежалось с таинственным и герои сказок соседствовали с домовыми, лешими, овинниками, кикиморами, злыднями и прочими персонажами быличек и верований.

Народная  поэзия в творчестве А.С.Пушкина

Чудесный мир народной поэзии был с детства знаком и Александру Сергеевичу Пушкину. Маленький Саша рос под непосредственным присмотром бабушки Марии Алексеевны и няни Арины Родионовны. «Наперсница волшебной старины», няня была для поэта неистощимой сказительницей поэтических былей и небылиц. Мальчик жадно слушал долгими зимними вечерами ее рассказы и сказки, и перед ним вставала, как живая, старая Русь с её наивными верованиями и поэтическими преданиями.  Многие лирические произведения поэта связаны с мифологическими традициями.

Пушкин стал первым, кто увидел в фольклоре не экзотику, а живую душу народа.

В 1824 году в письме к брату Льву Пушкин восклицал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».

В своих романтических произведениях А.С.Пушкин облёк в художественную форму народные предания, придав этим мифологическим персонажам неповторимую красочность и выразительность. Таковым является и образ заботливого домового в стихотворении «Домовому».

 

Домовой — покровитель дома. Считалось, что домовой находился в каждом доме. Домовой, как описывает В.И.Даль, — дух-хранитель и обидчик дома. Он стучит и возится по ночам, проказит. Душит ради шутки сонного, гладит мохнатой рукой. Он особенно хозяйничает на конюшне, заплетает любимой лошади гриву в колтун, а нелюбимую вгоняет в мыло, разбивает параличом, даже протаскивает в подворотню. Местонахождение домового указывают по-разному: под печкой и за печкой, под порогом, в подполье, на чердаке, в чулане, в печной трубе, на полатях, в углу; по ночам он навещает конюшню и хлев, за пределы дома или усадьбы не выходит. За печь надо было бросать мусор, чтобы домовой не перевелся.

Необычайным лиризмом проникнуто это стихотворение, написанное в 1819 году. Поразительный текст Пушкина вобрал в себя народные знания о домашнем покровителе, античную традицию обращения к пенатам — хранителям домашнего очага, молитвенные интонации и собственную любовь к дорогим сердцу местам. Поэт просит доброго домового охранять семейное имение Михайловское:

Останься, тайный страж, в наследственной сени,

Постигни робостью полунощного вора

И от недружеского взора

Счастливый домик охрани!

Ходи вокруг его заботливым дозором,

Люби мой малый сад, и берег сонных вод,

И сей укромный огород

С калиткой ветхою, с обрушенным забором!

Как трогательно звучит тихая мольба А.С.Пушкина!

Поместья мирного незримый покровитель,

Тебя молю, мой добрый домовой,

Храни селенье, лес, и дикий садик мой,

И скромную семьи моей обитель!

Привычными литературными персонажами являются черти и бесы как обобщенное наименование всякой нечисти. Более того, бес, демон, черт становятся с начала XIX века обязательными атрибутами самого процесса творчества. Искусители, помощники, насмешники, мучители, они всегда рядом с поэтом, едва он берется за перо или пытается на время «отключиться» от поэзии.

Бес, чёрт, дьявол, демон  в славянской мифологии — зловредный духи, исконные враги человеческого рода; они не только наполняют безвоздушное пространство, окружающее вселенную, не только проникают в жилища, делая многие из них необитаемыми, но даже вселяются в людей, преследуя их беспрестанными искушениями.

В стихотворении Пушкина «Бесы» основной образ – это образ «кружения», «снежного вихря»: «В поле бес нас водит, видно, И кружит по сторонам». Затем образ этот разрастается до бесконечности:

Вижу: духи собралися

Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны

Будто листья в ноябре…

<…>

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине…

Именно в этом образе бессмысленного кружения заключена внутренняя тема произведения.  В стихотворении прослеживается ряд символов: дорога – это жизненный путь человека, его судьба, вьюга – это жизненные невзгоды, бесы – человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути, порою безраздельно владеющие человеческими душами, это не столько страшные природные духи, сколько чёрные мысли, хандра, отчаяние и страх, овладевшие человеком. «Сил на нет кружиться доле» — это крик погибающей души, обессиленной и сломленной страшной борьбой, не способной разорвать дьявольский круг, изгнать из души страх.  Отсюда и эта тоска лирического героя, чувство безысходности:

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

На какое-то время бесы побеждают. Изгнать из души чёрные мысли, развеять хандру герой оказывается не в состоянии. Он должен погибнуть.

И вдруг неожиданно:

Вьюга злится, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят;

Вот уж он далече скачет;

Лишь глаза во тьме горят…

Удаляющиеся бесы – это исчезающий из души страх, мистический ужас и надрыв. Герой постепенно преодолевает внутреннюю дисгармонию, и дьявольский круг размыкается. Автор прибегает к образу бесовской нечистой силы потому, что через нее более точно отражает идею стихотворения: ужас неизвестности, мучения человека в ожидании результата бесовской игры, трагическое ощущение надвигающейся беды.

Обратившись к произведениям великого русского поэта-реалиста Пушкина, я с огромным интересом для себя открыла целый мир загадочных персонажей славянской мифологии, познакомилась с древними преданиями и пришла к выводу о том, что Пушкин прекрасно знал обычаи и предания древней Руси, очень любил свой народ, свою страну с её самобытной культурой. Навеянные рассказами няни и бабушки, «преданья старины глубокой» легли в основу многих пушкинских произведений.

«Литературные» русалки»

В русской литературе, пожалуй, трудно найти автора, ни разу не упомянувшего хотя бы какую-нибудь нечисть — беса или водяного, русалку или кикимору, домового или лешего, выходящего из могилы покойника или ведьму.

Очень популярным в литературе является образ русалки (морской девы), которую называют также омутницей, водяницей, шутовкой, болотницей.    Бледнолицые и прекрасные, с длинными зелеными волосами, русалки поют восхитительные песни неземными голосами и заманивают к себе неосторожных рыбаков и корабельщиков. Тела красавиц нежны и прозрачны. Русалками становятся женщины, умершие неестественной смертью — утонувшие, удавленницы или девушки, умершие незамужними, а также проклятые, мертворожденные или умершие до крещения дети. Внешность у русалок почти как у обычных людей. Однако есть отличительные черты. У них немигающие глаза, бледное лицо, светлое, почти прозрачное тело, белые длинные одежды, распущенные волосы.

 

  Образ русалки неоднократно встречается в стихотворениях одного из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века Константина Дмитриевича Бальмонта. В стихотворении «Русалка» поэт подробно останавливается на описании пейзажа, на фоне которого появляются русалки, используя эпитеты и метафоры, сравнения: «в лазоревой воде», «в жемчужных берегах», «в блеске чудном», «догорал оранжевый закат», «зажглась луна опалом», «в течении усталом», «меж дымных облаков», «в золотистой пыли».

      В стихотворении образ русалки нежен и воздушен. При помощи эпитетов, метафор  автор нам описывает красоту русалки: «в наряде изумрудном», «нежен цвет ее очей зеленых», «лучистый взгляд», «воздушна и странно бледна», «в зеленых глазах у нее глубина».

От этого образа не веет холодом, коварством и смертью. Напротив, поэт  стремится показать красоту, очарование русалки, описывают их словно любимых женщин. Образ русалки становится возвышенным и утонченным.

 

 

 

                                                         Заключение

Славянская мифология как представление древних славян об окружающем мире является одной из составляющих культурного наследия нации. Древние воззрения на устройство жизни, законы природы находят отражение в сознании даже современного человека, что проявляется прежде всего в суеверии.

Находясь у истоков словесного искусства, мифологические сюжеты и образы занимают значительное место в произведениях русских писателей и поэтов на разных исторических этапах развития литературы.

Я считаю, что тема «Славянские образы в русской литературе» является актуальной, так как она интересна, загадочна, увлекательна, способна вызвать интерес учащихся к прочтению произведений русских писателей и поэтов, которые с трепетом и любовью относятся к «преданиям старины глубокой». Эта тема звучит у нас на уроках литературы и русского языка. И особенно, если мы изучаем произведения, сопричастные со славянской мифологией. Для того, чтобы более углубленно ознакомиться с выбранной мной темой, я с интересом читаю произведения русских классиков, пользуюсь критической литературой и источниками из сети Интернет.

Продуктом моего проекта является буклет «Пантеон славянских богов», который можно предложить учащимся при изучении славянской мифологии в качестве наглядного материала.

 

 

 

     Список использованной литературы

1.А.С.Пушкин. Стихотворения – М.: Худ. лит., 1979

2.Б.А. Рыбаков Язычество Древней Руси – М., Просвещение, 1995

3.»Солнечная мифология Бальмонта»

  1. Г.А. Глинка «Древняя религия славян»

5.http://ebooks.grsu.by/slav_miphol/oglavl.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пікір қалдыру

Сіздің email-ңыз жарияланбайды. Қатарды міндетті түрде толтырыңыз *

*