жасдарын значек

ВКО Жарминский район село Калбатау Многопрофильная школа – гимназия имени Абая . Автор реферата Джанысова Айдана ученица 11 класса. Руководитель Смайлова Гуляем Журсыновна . Тема. М.В.Ломоносов — Человек. Легенда. Личность .

ВКО Жарминский район село Калбатау

Многопрофильная школа – гимназия имени Абая .

Автор  реферата  Джанысова Айдана ученица 11 класса.

Руководитель Смайлова Гуляем Журсыновна .

Тема. М.В.Ломоносов — Человек. Легенда. Личность .

 

«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.»

А.С.Пушкин

Кто же не знает первого русского ученого и поэта мирового значения-Ломоносова, который вошёл в науку как первый химик, давшим физической химии современное определение.

Но   вначале я напишу не об этом.

1711 год. Михаил родился в зажиточной семье в деревне Мишанинская. Отец его был очень добрейшим по натуре человеком. Миша начал помогать отцу с десяти лет. Вместе они делали абсолютно всё. И именно походы на рыбалку закаляли силы юноши и обогащали его ум. Грамоте обучил Михаила дьячок церкви. И в четырнадцать лет юный Ломоносов четко и очень грамотно писал. Я видела его юношеский почерк в интернете, и он меня можно сказать удивил.

Круг интересов Ломоносова был очень широк: физика, химия, астрономия, математика, техника, горное дело, геология, металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география физическая и экономическая, история, филология, — и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил значительный след.

Жизнь его в юности была невыносимой. Постоянные ссоры с мачехой бесило его. Мачеха ненавидела страсти Ломоносова к книгам. Не смог он выдержать всё это и сбежал в Москву. Путешествие 19-летнего Михаила выглядело как бегство из собственного дома. Вы не поверите, на дорогу он взял не еду, а именно книги, подаренные ему соседом: «Арифметику» и «Грамматику».

После трехнедельного путешествия он поступил в академию, где он усердно учился. Летописи, патристики он читал в монастыре. Он знакомился с разными жанрами древнерусской литературы.

Изучал он немецкий язык, математику и знакомился с экспериментальной физикой. Между всем этим он упражнялся в стихотворениях. Будучи очень способным и талантливым его отправили в Европу, точнее в город  Марбург. Поселившись в доме пивовара, он женился на дочери хозяйки.

Помимо учебы он, конечно же, укрепил свои знания немецкого языка, обучался французскому и итальянскому языкам, танцам, рисованию и фехтованию. В свои 26 лет он занялся наукой. И первой работой стала  «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости». Через два года он представил еще одну работу «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул»

Он даже изучал металлургию и горные дела в Фрайберге.

Ломоносов успешно сочетал изучение наук с литературными занятиями. Занимался он еще и переводами стихов.

Теперь я   хочу   рассказать   о   достижениях   Ломоносова  в  литературе  . Ведь именно эта деятельность не мало важно. Ломоносов выполнил огромную работу в деле развития русского литературного языка на народной основе, довел до конца начатую Тредиаковским реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями.

Лучшим произведением этого жанра является ода “На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года”. Автор приветствует Елизавету как поборницу просвещения, восхваляет мир и тишину как залог преуспевания наук. Он славит преобразования Петра. Автор рисует огромные пространства России с ее морями, реками, лесами и богатейшими земными недрами. Всеми этими богатствами державы должно овладеть и обратить их на пользу государства и народа. Сделать это могут люди науки, ученые. Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости звучат слова Ломоносова о том,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Восторженный гимн науке — важная и интересная тема в поэзии Ломоносова. По убеждению поэта, благо и слава Родины — в развитии “божественных” наук: механики, химии, астрономии, географии

Поэзия Ломоносова, глубоко идейная, патриотическая, граждански направленная, значительно способствовала быстрому и успешному развитию русской литературы. И как ученый, и как поэт Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине. Вся его жизнь была полна неуставных творческих исканий и героической борьбы с врагами, всячески препятствовавшими его преобразовательной деятельности в области просвещения. В своих предсмертных записях Ломоносов, между прочим, пишет: «За то терплю, что стараюсь защитить труд  Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство…Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют… » лекции по физике.

Поэтическое творчество занимало большое место в духовном мире Ломоносова. «Стихотворство — моя утеха…» — писал он в «Российской грамматике». Поэти­ческое творчество было для него важным средством про­светительской пропаганды передовых научных идей. В оригинальном по композиции стихотворении «Разговор с Анакреоном» сформулированы основные черты ломоно­совской поэзии, гражданственность, патриотизм, признание мирной миссии России в современной политике, вы­сокое чувство собственного достоинства поэта. Незавер­шенная эпическая поэма «Петр Великий» должна была на историческом материале создать образ идеального монарха. Повторюсь еще раз личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры.

Его достижения нескончаемы: он стал профессором, печатал трактаты на латинском языке, стал коллежским советником, получил докторскую степень и так далее.

Как говорил А.С.Пушкин  о деятельности Ломоносова:

«Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытие Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художественные мозаические произведения, и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка»

И по этим словам можно догадаться каким великим он был.

Михаил Ломоносов основной областью его деятельности считал химию. Да-да, именно химию. Он был первым профессором химии в России. Он был первым во всем, как вы заметили. Ломоносов подчёркивал, что в химии «высказанное должно быть доказываемо», поэтому он добивался издания указа о строительстве первой в России химической лаборатории, которое было завершено в 1748 году. Первая химическая лаборатория в Российской академии наук – это качественно новый уровень в её деятельности: впервые в ней был осуществлён принцип интеграции науки и практики.

Ломоносов был жадным к знанию и стремился к открытию чего то нового. А ведь именно эти качества сделали его неуязвимым в плане науки. Он имел мощный ум, наблюдательность, способ­ность к обобщениям, трудолюбие, настойчивость, стремление до­водить дело до конца, искренность, страстность, правдивость. Ломоносов обладал даром красноречия, безусловным педагоги­ческим талантом, он любил Россию и все силы свои приложил к тому, чтобы принести стране и народу как можно больше пользы и добра.

Бросая общий взгляд на жизнь и труды Ломоносова, нельзя не признать, что даже с учетом многочисленных невзгод, подчас приводивших его в отчаяние, он был человеком счастливым в полном смысле слова: сильнейшая личная страсть его к отысканию Истины сама по себе уже была общественным благом.

Вот я сижу и пишу о нем всё это, и у меня появляется мысль о том какого же это было ему совмещать все эти знании. Ломоносов был таким необыкновенным, таким превосходным, что все завидуют ему даже в наше время. Он так необыкновенно сочетал в себе химика и поэта, я очень восхищена. В нём поражает удивительная органичность его натуры, всегда стремившейся через любой предмет, через любую частность постичь мир в его универсальном единстве. Сын своего столетия, глубоко проникший в его противоречивую сущность, свидетель и участник коренного переворота в русских умах, гений созидательный, нацеленный на преодоление разрушений, сопутствующих любому перевороту. Ломоносов не только ученый и поэт, он ещё отец и муж, который был лучшим и в этом плане.

Вот видите, Ломоносов гениален. Всему хорошему советую учиться у него. Он прожил не зря свою жизнь. Русский народ должен гордиться им!

 

Список литературы

  1. 1. Учебник 9 класса Литература Салханова Ж. Х.
  2. 2. Хромов Ю. А. Ломоносов Михаил Васильевич Физики Биографический справочник.
  3. 3. Жуковская Т. Н. Ломоносов Михаил Васильевич
  4. 4. Интернет ресурсы.
  5. Учебник 9 класса Русский язык Шманова Н. Н.

 

 

 

Пікір қалдыру

Сіздің email-ңыз жарияланбайды. Қатарды міндетті түрде толтырыңыз *

*